Сайт использует cookie-файлы, чтобы сделать ваше пребывание на нём максимально удобным
Блог

Счастье не купишь... Или купишь?

Вы, наверное, слышали расхожее утверждение, что "счастье за деньги не купишь". Научное подтверждение этому нашли лауреат Нобелевской премии Дэниэль Канеман и экономист Ангус Дитон в 2010 году. Их работа значительным образом повлияла на наше общее представление о том, какая взаимосвязь существует между деньгами и счастьем.

Эта статья "Высокий доход повышает оценку жизни, но не эмоциональное благополучие" показала, что более высокий доход действительно изменяет оценку жизни в лучшую сторону – то есть то, как люди оценивают свою жизнь по определенной шкале. В то же время, после достижения определенного уровня высокий доход не имеет серьезного влияния на эмоциональное состояние людей в повседневной жизни.

Другими словами, хотя бОльший доход и способен сделать вашу жизнь лучше в целом, совсем не обязательно, что, если вы зарабатываете больше 75 тысяч долларов в год, на ежедневной основе вы чувствуете себя более счастливым, чем те, кто зарабатывает меньше. Это провокационное утверждение не только поставило под сомнение наше представление о том, что приносит истинное счастье, но и вызвало более обширную дискуссию о том, какова же роль денег в нашей жизни.

Давайте изучим взаимосвязь между деньгами и счастьем более детально. И попробуем разобраться, действительно ли деньги не способны купить счастье? А если и способны, то в каких обстоятельствах? Но для начала необходимо подробнее рассмотреть статью Канемана и Дитона, чтобы понять, на каком основании они пришли к выводу о том, что счастье за деньги не купишь.

Когда деньги не способны купить счастье

В знаменитой статье Канемана и Дитона были проанализированы ответы на вопросы исследования, проведенного среди более чем 450 тысяч жителей США. Результаты исследования показали следующее:

✓ С увеличением дохода уровень удовлетворенности жизнью постепенно растет. Мерой, которая использовалась для оценки удовлетворенности жизнью, была лестница Кантрила, в которой респондентам задавался вопрос: "Представьте себе лестницу, где 10 – это самая лучшая жизнь, которую вы могли бы иметь, а 0 – самая худшая. Как бы вы оценили свою нынешнюю жизнь по этой шкале, от 0 до 10?"

Исследователи обнаружили, что удовлетворенность жизнью повышается с экспоненциальным – а не линейным - увеличением дохода. Причина, почему экспоненциальный рост дохода является более существенным, заключается в том, что человек с доходом в 10 тысяч долларов действительно может ощущать себя более счастливым, чем человек без дохода совсем. Однако, тот, кто получает 1 миллион + 10 000 долларов, вероятно, не будет намного более счастливым, чем человек, имеющий ровно 1 миллион долларов.

✓ Другими словами, для того, у кого нет ничего, 10 тысяч долларов означают очень много. Но для того, у кого уже есть много, 10 тысяч долларов, скорее всего, не сыграют такой существенной роли.
Эмоциональное благополучие растет с увеличением дохода – но только до того момента, как доход достигнет 75 тысяч долларов, после чего оно стабилизируется (Прим. Виктории – Предполагаю, что в странах с разным уровнем жизни планка дохода будет разной). Это был ключевой вывод исследования, который потряс всех тех, кто исследовал аспекты счастья до этого. И этот вывод стал широко известным благодаря усилиям средств массовой информации.

✓ Чтобы измерить эмоциональное благополучие, исследователи обратили внимание на следующие показатели:
  • Положительные эмоции: когда кто-то сообщал о том, что «испытывает счастье, улыбается и радуется жизни».
  • Отсутствие грусти и хандры: когда кто-то сообщал, что не испытывает «беспокойства или грусти».
  • Отсутствие стресса: когда кто-то сообщал, что не испытывал стрессовых ситуаций в день накануне исследования.


Исследователи также создали наглядный график, чтобы показать, что уровень удовлетворенности жизнью продолжает расти с увеличением дохода - это кривая "лестница" на графике ниже. В то же время, показатели эмоционального благополучия - т.е. «положительные эмоции», «отсутствие грусти и хандры» и «отсутствие стресса» - стабилизируются после достижения определенного уровня дохода:
Как вы можете видеть на графике, уровень удовлетворенности жизнью - так называемая «лестница» - продолжает расти с увеличением дохода, в то время как показатели эмоционального благополучия имеют тенденцию стабилизироваться в тот момент, когда доход попадает в диапазон от 60 до 80 тысяч долларов. Это открытие убедило многих в том, что хотя зарабатывающие больше и могут оценивать свою жизнь в более радужном свете, это совсем не означает, что они испытывают больше счастья в повседневной жизни.

И вот уже более десяти лет это утверждение было основным тезисом во всех исследованиях аспектов счастья. До тех пор, пока ученые не обнаружили, что это не совсем так.


И все-таки счастье за деньги купить можно: новая точка зрения

В 2021 году исследование, проведенное Мэтью Киллингсвортом, под названием «Ощущаемое благополучие растет с увеличением дохода - даже у тех, чей доход превышает 75 тысяч долларов в год» внесло свои коррективы в основы теории счастья, поскольку оно противоречило выводам знаменитой статьи Канемана и Дитона от 2010 года. В частности, исследование Киллингсворта показало, что и удовлетворенность жизнью, и эмоциональное благополучие продолжают расти с экспоненциальным увеличением уровня дохода. Этот рост продолжается и после того, как человек начинает получать больше 75 тысяч долларов в год – то есть при превышении того порога, о котором ранее сообщали Канеман и Дитон.

Иными словами, Киллингсворт обнаружил, что чем больше люди зарабатывают, тем счастливее они становятся - независимо от того, сколько они зарабатывали до этого. Это можно увидеть на графике ниже, приведенной из его статьи:
Так почему же результаты исследований Киллингсворта так сильно отличались от того, к каким выводам пришли до него Канеман и Дитон?

Дело оказалось в методе сбора данных. В отличие от традиционных методов опроса, к которым прибегали Канеман и Дитон, Киллингсворт использовал приложение под названием «Следи за своим уровнем счастья». Оно собирало данные в режиме реального времени у более чем 33 тысяч работающих взрослых жителей США, время от времени задавая им вопросы об их настроении и характере деятельности в течение дня. Таким образом, Киллингсворт смог получить более точную оценку эмоционального благополучия, чем его предшественники.

Означает ли это, что результаты Киллингсворта были правильными, а результаты Канемана и Дитона – нет? Не совсем. Хотя выводы Киллингсворта и казались противоречащими тем результатам, которые ранее получили Канеман и Дитон, в этой истории было еще кое-что. И к счастью, в начале этого года Киллингсворт и Канеман выпустили совместную статью, которая помогла расставить все точки над «i» и разрешить этот конфликт.

Разрешение конфликта: когда счастье можно и нельзя купить за деньги

Когда Киллингсворт и Канеман осознали, что у них есть серьезные расхождения в результатах, они решили изучить этот вопрос глубже и прийти к определенному консенсусу. Результатом их решения стала статья, опубликованная в марте 2023 года под названием «Доход и эмоциональное благополучие: разрешение конфликта».

В своей статье авторы указывали основные причины того, почему в исходной статье Канемана был выявлен эффект стабилизации эмоционального благополучия, связанный с ростом дохода, в то время как в исследованиях Киллингсворта этот эффект обнаружен не был. И выяснилось, что:

  • Оценка эмоционального благополучия Канемана не являлась корректной мерой измерения счастья. Скорее, она измеряла уровень того, насколько несчастным чувствует себя человек. Как отмечали авторы статьи: «...они вполне обоснованно считали, что вопросы института Gallup, на которые они опирались, измеряют общий уровень счастья. В то время как на самом деле эти вопросы были полезны только для того, чтобы понять, насколько конкретный человек чувствует себя несчастливым». Иными словами, мера измерения благополучия, использованная Канеманом, не отражала увеличение счастья среди тех, кто попадал в верхнюю часть диапазона доходов. Скорее, она измеряла рост уровня того, насколько человек чувствует себя несчастным (что не было частью исследования и поэтому не присутствовало в данных). Вот почему мы наблюдаем стабилизацию этого показателя после достижения определенного уровня дохода.
  • При этом данные Киллингсворта тоже показывали стабилизацию эмоционального благополучия с ростом дохода. Однако, это было справедливо только для тех, кто ощущает себя очень несчастным. Когда данные Киллингсворта были разделены по уровню дохода и уровню счастья, стало понятно, что увеличение дохода не улучшает эмоциональное благополучие тех, кто находится в нижних 15-20% по уровню счастья. Отображенная на графике, эта взаимосвязь становится более очевидной:
Как видно из графика, для тех, кто чувствует себя не очень счастливым, дополнительный доход не склонен заметно улучшать их эмоциональное состояние - так как наклон линии более плоский, с небольшим отклонением от 0. Эти данные, полученные Киллингсвортом, соответствуют и исходным результатам Канемана, которые, как было указано выше, измеряли, скорее, насколько несчастным – а не счастливым – чувствует себя человек.

Обсуждая все эти моменты, Киллингсворт и Канеман смогли прийти к согласию по нескольким основным пунктам:

  • Больший доход, как правило, коррелирует с более высоким уровнем эмоционального благополучия и уровнем удовлетворенности жизнью в целом. Авторы пришли к консенсусу в том, что это утверждение справедливо в том случае, если применяется адекватная мера измерения счастья - в отличие от измерения того, насколько несчастен человек.
  • При этом, тот же самый прирост дохода оказывает разное влияние на тех, кто изначально чувствовал себя счастливым или, напротив, несчастным. И данные Киллингсворта, и данные Канемана указывают на то, что увеличение дохода свыше определенного уровня влияет на счастливых людей в большей степени, чем на несчастных. Логически это имеет смысл, поскольку некоторые формы несчастья, такие как личные или эмоциональные проблемы, не могут быть решены с помощью денег. Например, если бы у вас умер близкий человек, увеличение дохода вряд ли заставило бы вас в этой ситуации чувствовать себя счастливее. В этом случае никакая сумма денег не поможет вам «купить» счастье обратно.

Благодаря совместным усилиям Киллингсворту и Канеману удалось примирить свои противоречащие друг другу точки зрения и получить более глубокое понимание взаимосвязи между счастьем, которое испытывает человек, и его уровнем дохода.

После того, как мы подробно изучили, что говорят исследования о связи счастья и денег, давайте рассмотрим применение этих выводов на практике.

Выводы

Взаимосвязь между деньгами и счастьем является сложной и многогранной. Хотя увеличение дохода, в целом, способствует росту ощущаемого уровня благополучия и удовлетворенности жизнью, деньги не являются универсальным «лекарством» от всех видов несчастья. Как показала совместная работа Киллингсворта и Канемана, влияние дополнительного дохода существенно различается в зависимости от того, каков изначальный уровень дохода и степень ощущения себя счастливым у каждого конкретного индивида.

Еще более важно то, что исследования Киллингсворта и Канемана основаны на определенном типе выборки, в связи с чем причинно-следственную связь между доходом и счастьем сложно определить с точностью. Другими словами, их исследования не рассматривают, как изменения в доходе влияют на счастье отдельного взятого человека с течением времени. Поэтому мы не можем с уверенностью утверждать, вызовет ли рост дохода увеличение ощущения счастья в будущем.

А те данные об изменении дохода с течением времени, которые у нас есть, показывают противоречивые результаты. Например, некоторые исследования, анализирующие победителей лотерей, не наблюдают у них долгосрочного роста ощущения счастья. В то же время другие исследования все же указывают на наличие некоторого улучшения психического состояния у победителей в те годы, которые следуют за крупным выигрышем. Учитывая эти противоречивые тезисы, скорее всего, справедливо утверждение о том, что влияние денег на уровень счастья является менее значительным, чем мы себе сейчас представляем.

Итак, что все это означает для нас? Вот выводы, основанные на всей информации, изложенной выше:

  • Если у вас низкий доход, то скорее всего, больший доход сделает вас счастливее. Среди людей с разными оценками по шкале счастья, те, кто имел самый низкий доход, чаще других говорили о наличии прямой зависимости между уровнем дохода и тем, насколько благополучными они себя ощущают. Это наглядно продемонстрировано на графике из совместной работы Киллингсворта и Канемана, приведенном выше.
  • Если у вас высокий доход и вы чувствуете себя несчастным, то скорее всего, больший доход не сделает вас счастливее. Как показывают данные, если у вас хороший доход и при этом вы несчастны, то больше денег в вашей ситуации, скорее всего, не помогут. Поэтому стоит сосредоточиться на других аспектах жизни, которые могут повысить ваш уровень счастья, таких как построение и укрепление отношений, поддержание хорошего уровня здоровья, поиск цели жизни и саморазвитие. Каждый из этих аспектов с большой долей вероятности способен оказать более заметное влияние на ваше ощущение себя счастливым, чем появление у вас прироста в финансах.
  • Если у вас высокий доход и вы уже ощущаете себя счастливым, то вам, скорее всего, не стоит концентрироваться на получении дополнительного дохода. И хотя исследования показывают, что счастливые люди с высоким уровнем дохода могут стать еще счастливее, если их доход увеличится, по всей вероятности, это не стоит того значительного количества усилий, которые им придется приложить для достижения данной цели. И вот почему:

Следует помнить, что рассмотренные исследования основаны на экспоненциальном – а не линейном - росте дохода. А это означает, что в абсолютных цифрах людям с изначально высоким доходом необходимо увеличить свой доход на порядок выше, чем людям с низким доходом. Только это позволит им получить соизмеримый прирост в уровне того, насколько счастливыми они себя ощущают. Например, если мы предположим, что соотношение между уровнем дохода и ощущением себя счастливым одинаково на протяжении всей кривой, то человек, увеличивающий свой доход с 10 до 20 тысяч долларов, получит тот же прирост счастья, что и человек, увеличивающий свой доход с 100 до 200 тысяч.

Исходя из этой связи между доходом и счастьем, если вы являетесь человеком с высоким доходом и при этом уже чувствуете себя счастливым, не фокусируйтесь слишком сильно на максимизации своего дохода - это не панацея. В вашей ситуации наилучшей стратегией станет стремление уделять больше времени другим сферам жизни, через воздействие на которые вы гораздо быстрее и легче почувствуете себя более счастливым. И только после того, как вы уделили достаточно внимания другим сферам жизни, фокус на увеличении дохода может иметь смысл, учитывая сколько усилий для этого придется приложить.

В конце концов, стремление к счастью - это глубоко личная история, где деньги являются лишь одним из множества факторов, которые следует учитывать. И хотя доказательства свидетельствуют, что за деньги счастье не купишь, их наличие все же способно сделать многие аспекты нашей жизни более легкими и приятными.

Однако важно помнить, что богатство жизни не всегда определяется только материальным достатком. Напротив, чаще мы ощущаем большую полноту жизни, когда уделяем достаточно внимание отношениям, ищем смысл жизни или наполняем себя интересными впечатлениями. Не забывайте инвестировать свое время и в эти сферы жизни тоже!

Источники: “High income improves evaluation of life but not emotional well-being” Daniel Kahneman, Angus Deaton; “Experienced well-being rises with income, even above $75,000 per year” Matthew A.Killingsworth; “Income and emotional well-being: A conflict resolved” Matthew A.Killingsworth, Daniel Kahneman, Barbara Mellers; “Money can’t buy happiness or can?” Nick Magguli