Сайт использует cookie-файлы, чтобы сделать ваше пребывание на нём максимально удобным
Блог

Ментальная ликвидность

На этой неделе предлагаю почитать свежую статью Моргана Хаузела о том, что он называет «ментальной ликвидностью» — способностью быстро отказываться от прежних убеждений, когда мир стремительно меняется или мы сталкиваемся с новой информацией:

«Ментальная ликвидность так редка. Изменить свои убеждения трудно, поскольку легче обмануть себя и поверить в ложь, чем признать ошибку.

_____________________

Эйнштейн ненавидел квантовую физику.

Его собственная теория была продолжением классической ньютоновской физики, которая рассматривала Вселенную как четкую систему, работающую на основе рациональных законов и поддающуюся точному измерению. Затем появилась квантовая теория вместе с дикой идеей о том, что некоторые части физического мира не могут быть измерены, поскольку сам акт измерения и факт присутствия наблюдателя меняет движение частиц. Невозможно было придумать ничего лучше, кроме как пытаться описать такой мир в терминах вероятности.

Эйнштейн считал квантовую теорию ересью и открыто говорил об этом своим коллегам — квантовым физикам.

«Нельзя построить теорию, основываясь на множестве «может быть», — сказал он группе физиков в 1927 году, — Бог не играет в кости».

Эйнштейн был тверд. "Я в высшей степени восхищаюсь достижениями молодого поколения физиков, которое называется квантовая механика, - сказал он однажды интервьюеру, - но я считаю, что ограничение статистических законов будет мимолетным".

Его коллеги были разочарованы. "Эйнштейн, мне стыдно за тебя", - сказал квантовый физик Пол Эренфест, который чувствовал, что великий физик был таким же упрямым, как и те, кто когда-то сомневался в его теории относительности.

Спустя 5 лет группа квантовых физиков получила Нобелевскую премию, укрепив свой вклад в квантовую теорию и подтвердив её.

Во время церемонии награждения не упоминалось, что группа была номинирована на премию самим Эйнштейном.

"Я убежден, что эта [квантовая] теория, несомненно, содержит часть конечной истины", - написал он в своей номинации.

Он изменил своё мнение.

___________________

Так много того, что люди называют «убеждениями», на самом деле является умышленным пренебрежением фактами, которые могут изменить их мнение. Это опасно, потому что наличие убеждений считается хорошим качеством, в то время как противоположность воспринимается как бесхребетность и заставляет чувствовать себя идиотом.

В психологии есть понятие «иллюзии конца истории» — люди осознают, насколько изменилась их личность в прошлом, но они предполагают, что в будущем они останутся стабильны и неизменны. Я смеюсь над тем, каким был в 20 лет, но предполагаю, что к 60 годам я буду примерно таким же человеком, как сегодня. Одна из причин этого феномена заключается в том, что нам больно принять тот факт, что наши нынешние убеждения могут оказаться неправильными, временными или субъективными.

Убеждения требуют усилий и инвестиций, и очень тяжело осознавать, что возврат на эти вложения может быть ограниченным. Есть множество вещей в жизни, таких как политика, инвестиции и отношения, о которых люди не хотят знать правду. Они хотят определенности. Менять свои взгляды сложно, поскольку это означает необходимость допустить, что твоя определенность — иллюзия. Путь наименьшего сопротивления заключается в том, чтобы цепляться за убеждения ради комфортной жизни.

Мой любимый вопрос людям: "О чем вы изменили свои убеждения за последнее десятилетие?" Я использую "десятилетие", потому что это заставляет вас думать о больших вещах, а не о том, кто выиграет Суперкубок.

Я всегда очень подозрительно отношусь к тем, кто отвечает «ни о чем». Они ведут себя так, будто это признак интеллекта — якобы их взгляды настолько точны, что их не нужно менять. Но я считаю, что это самый верный признак невежества и упрямства.

Основатель компании Visa Ди Хок однажды произнес отличную фразу: "Вера не опасна, пока она не становится абсолютной". Именно тогда вы начинаете игнорировать информацию, которая может потребовать от вас обновления ваших взглядов. Это может показаться сумасшедшим, но я думаю, что хорошее эмпирическое правило заключается в том, что ваши самые сильные убеждения имеют самые высокие шансы быть неправильными или неполными, хотя бы потому, что им труднее всего бросить вызов, обновить и отказаться, когда это необходимо.

Две важные вещи, которые нужно держать в уме:

Будьте осторожны с теми убеждениями, которые стали частью вашей идентичности.

Религия и политика спорны, поскольку почти по определению ваша вера и политические взгляды — это часть вашей идентичности. Вы имеете дело не только с идеями и философскими течениями, но с племенами и принадлежностью. Здесь приходит на ум другая цитата Ди Хока: «Мы созданы с практически бесконечной способностью верить и держаться за свои убеждения, поскольку нам это выгодно, а вовсе не потому, что они хоть отдаленно связаны с истиной». Опасно, когда люди позволяют своим убеждениям относительно инвестиций и экономики попасть в одну и ту же категорию.

В большинстве областей нашей жизни много правил, теорий, идей и догадок. Но законов — того, что не подлежит упрощению и никогда не может меняться — крайне мало. Проблема возникает, когда вы пытаетесь идеи и теории сделать законами. Их лишь несколько в каждой сфере и они, безусловно, крайне важны, но все остальное, как сказал бы Эйнштейн, — это просто теория, построенная на множестве «может быть».