Как самый богатый человек в мире воспитывает своих детей и готовит их к управлению бизнесом
Согласно рейтингу Forbes, в апреле 2023 Бернар Арно, владелец и генеральный директор всемирно известной компании по производству предметов роскоши LVMH (Moët Hennessy Louis Vuitton), стал самым богатым человеком в мире, опередив генерального директора Tesla Илона Маска. Forbes оценивает состояние Арно в 211 миллиардов долларов.
Раз в месяц Бернар Арно собирает своих детей на обед в штаб-квартире LVMH в Париже. Трапеза, которая длится ровно 90 минут, начинается с того, что французский миллиардер зачитывает вслух темы для обсуждения, а затем интересуется у детей, что они думают по тому или иному вопросу. Его волнует их мнение о конкретных менеджерах компании, с которыми работают дети, или о том, не пришло ли время для обновлений в одном из бесчисленных брендов LVMH, – от виноградников во Франции до мастерских по изготовлению сумок в Италии и Техасе.
Г-н Арно советуется со своими детьми по самым разным вопросам работы компании. Когда в прошлом году инфляция в Европе начала расти, разжигая общественный гнев по поводу неравенства в доходах, г-н Арно обеспокоился, что возмущение социума перекинется на их семью и LVMH.
Старший сын Антуан предложил вести более открытый диалог с обществом о деятельности LVMH. По совету Антуана LVMH запустила рекламную кампанию, рассказывающую о том, сколько компания заплатила налогов в прошедшем году и сколько рабочих мест она создала.
В этом году планы повышения пенсионного возраста во Франции вновь вызвали волну массовых уличных протестов. Демонстранты маршировали с изображениями Бернара Арно и надписями «разыскивается». Однажды протестующие ворвались в вестибюль штаб-квартиры LVMH, размахивая сигнальными ракетами и флагами. Арно и в этот раз прислушался к совету детей и вновь начал проводить рекламные кампании в ведущих СМИ страны, стремясь “обелить” репутацию бренда.
Бернар Арно родился в 1949 году во французской Рубе, недалеко от бельгийской границы. Его отец, Жан Арно, был фабрикантом и владельцем строительной компании Ferret-Savinel.
Арно с отличием окончил школу и поступил в Политехнический институт (Высшая школа для подготовки инженеров) – кузницу французской элиты со времен Французской революции.
В одном из интервью Арно заметил, что образование в Политехническом институте помогло заложить основу для его будущих успехов в бизнесе. «Прежде всего, это программа, которая дает вам рациональное мышление, что позволяет очень быстро анализировать ситуацию или проблему», – написал он, добавив, что LVMH считает важным набирать молодых талантов из этого института.
Арно дважды женат. От первой жены, Анны Деваврин, у него родились дочь Дельфина и сын Антуан. Вторая жена, известная канадская пианистка Элен Мерсье, родила Арно троих мальчиков.
С юных лет он готовил детей к тому, что однажды им придется взять управление компанией в свои руки. В детстве он делал акцент на обучении математике, а когда дети повзрослели, назначал их на должности в принадлежащие ему компании и приставлял к каждому наставника из числа топ-менеджеров. Сейчас они являются совладельцами головной компании, которая управляет роскошным конгломератом.
Свой первый шаг в бизнесе предметов роскоши г-н Арно сделал, получив контроль над текстильной компанией Boussac Saint-Frères, находящейся в то время на грани банкротства. Арно убедил своего отца приобрести эту компанию лишь потому, что она владела правами на настоящую жемчужину – бренд Christian Dior.
Dior стал прообразом зарождающейся империи Бернара Арно, в которую сегодня входят такие бренды как Christian Dior, Loewe, Givenchy, Celine, Fendi, Louis Vuitton, Marc Jacobs, Henessy, Dom Pérignon, Moët & Chandon, Zenith, Chaumet, Hublot и многие другие. Он создал компанию LVMH, стоимость которой оценивается в 480 миллиардов долларов, охотясь и поглощая конкурирующие фирмы класса люкс, а также воспитывая целые поколения модельеров. Благодаря сочетанию инстинкта «убийцы» и утонченности, в мире моды его называют «волком в кашемире».
Бернару Арно 74 года и один из главных вопросов, который волнует мир моды сегодня – кто сменит его на посту генерального директора LVMH?
Среди основных претендентов рассматриваются его дети от первого брака. Старшая дочь, 48-летняя Дельфина, была недавно назначена исполнительным директором Christian Dior, второго по величине бренда в группе. Её 45-летний брат Антуан получил должность генерального директора зарегистрированной на бирже компании, владеющей семейной долей в LVMH.
За ними по пятам следуют трое сыновей от второго брака. 30-летний Александр является исполнительным вице-президентом Tiffany & Co. 28-летний Фредерик управляет часовым брендом TagHeuer, в то время как 24-летний Жан является директором по маркетингу и развитию часового подразделения Louis Vuitton. Все трое учились в лучших инженерных школах.
Бернар Арно потратил десятилетия на подготовку своих детей к управлению LVMH. Будучи молодым отцом, он строго подходил к их образованию. Дети от первого брака позже вспоминали, как он вызывал их к себе в кабинет и в перерывах между деловыми встречами давал задания по математике.
Один из топ-менеджеров LVMH вспоминал полет, который он совершил с г-ном Арно обратно в Париж после особенно изнурительной поездки в Азию. Мистер Арно, поспав всего несколько часов, вытащил учебник по математике и начал заниматься. Один из его младших сыновей собирался сдавать вступительные экзамены в Политехнический институт.
«Мне нужно освежить память», — сказал он своему топ-менеджеру, увидев его удивленное лицо.
Вторая жена Арно, пианистка Мерсье-Арно, тоже не отставала в стремлении передать детям свои музыкальные таланты. Она будила их на рассвете перед школой, чтобы те успели отрепетировать этюды до начала занятий.
На протяжении десятилетий г-н Арно руководил компанией вместе с такими топ-менеджерами, как Сидни Толедано, возглавлявшим Christian Dior, и Майклом Берком, который был главой его крупнейшего бренда Louis Vuitton.
Оба сыграли ключевую роль в воспитании детей г-на Арно. Когда дети подрастали, он ставил их в пару с топ-менеджерами, в чьи задачи входило не только обучение детей премудростям семейного бизнеса, но и наблюдение за ними с последующими рекомендациями для Арно относительно «черт характера, требующих корректировки».
Когда Дельфине Арно было чуть за 20, отец отправил ее работать в одноименный дом моды звездного дизайнера Джона Гальяно. Затем на протяжении 12 лет она трудилась в Dior под руководством г-на Толедано. Позже Дельфина перешла в Louis Vuitton и работала в паре с мистером Берком.
Похожий путь прошли все его дети.
Александр, первый ребенок Арно от второго брака, также прошел школу Политехнического института. В LVMH он быстро зарекомендовал себя как человек, к которому прислушивается отец. Однажды он предложил купить немецкого производителя чемоданов Rimowa, но получил отказ от владельцев семейного бренда. Это не остановило его – Александр написал главе семьи Rimowa и отправился на встречу с ним.
LVMH купила компанию Rimowa в 2017 году. Арно назначил Александра генеральным директором. Он преобразил бренд, наладив сотрудничество с дизайнерами, разбирающимися в уличной моде. В одной коллекции на багаже красовался логотип Supreme. У другого был прозрачный футляр, разработанный Вирджилом Абло для его бренда Off-White.
Затем Арно отправил Александра помочь “встряхнуть” компанию Tiffany & Co., приобретенную в 2021 году за 15,8 миллиарда долларов. Известный своими обручальными кольцами, ювелирный дом изо всех сил пытался завоевать популярность у молодых покупателей. Александр возглавил сотрудничество между Tiffany и Nike, результатом которого стало появление кроссовок Nike Air Force, стоимостью 400 долларов, сделанных из черной замши и кожи с логотипом Nike в фирменном ярко-бирюзовом цвете Tiffany.
Двое младших детей г-на Арно ближе всех следовали карьерному пути своего отца. Оба учились в средней школе иезуитов, где брали уроки литературы у Брижит Макрон до того, как та стала первой леди Франции.
Фредерик Арно обучался игре на классическом фортепиано и преуспел в теннисе. Его приняли в Политехнический институт, где он посещал те же курсы, что и его отец. Затем он стал соучредителем стартапа по электронным платежам, который позже продал.
В 2018 году г-н Арно-старший пригласил опытного управленца Стефана Бьянки, воспитавшего наследника косметической компании Yves Rocher, возглавить часовой бизнес LVMH. По словам г-на Бьянки, г-н Арно с самого начала посоветовал ему тесно сотрудничать с Фредериком, который в то время руководил цифровой стратегией TAG Heuer. Два года спустя мистер Бьянки назначил Фредерика генеральным директором бренда.
«Мой отец, конечно, дает мне советы, но он также дает мне большую свободу», – сказал в одном из интервью Фредерик. По словам г-на Толедано, Фредерик унаследовал отцовскую склонность внимательно слушать как другие говорят на собраниях, в то время как он сам молча их изучает.
По словам близких людей, у Фредерика близкие отношения со своим младшим братом Жаном, что помогло 24-летнему парню увлечься миром часов. Жан поступил в Массачусетский технологический институт, где изучал финансовую математику. Затем он получил степень магистра машиностроения в Императорском колледже Лондона, написав диссертацию об углеродной пружине баланса Tag Heuer, являющейся компонентом его часов.
Сейчас он работает в часовом подразделении Louis Vuitton, проводя большую часть своего времени на фабрике в Швейцарии. В марте он объявил о планах перезапустить бренд Gérald Genta при поддержке вдовы основателя часового дома.
Г-н Арно почти никогда не говорит о своем преемнике публично. Однако близкие к нему люди считают, что он давно об этом думает.
На него произвело большое впечатление, когда в 2003 году, после смерти его близкого друга и партнера по теннису Жана-Люка Лагардера, основателя огромной империи, куда входили производитель ракет Matra и издательство Hachette, его сын постепенно продал бизнес, который был делом жизни Лагардера.
Поэтому мистер Арно предпринял шаги, чтобы усилить семейный контроль над LVMH. Он преобразовал частную холдинговую компанию Agache, которая контролирует LVMH, в корпоративную структуру, напоминающую товарищество с ограниченной ответственностью и позволяющую контролирующему акционеру обладать значительной властью.
Он также создал вторую компанию, Agache Commandite SAS, которая принадлежит пятерым его детям, каждый из которых владеет по 20% акций. Новая компания имеет право в любой момент взять на себя управление Agache и фактически прекратить руководство компанией г-ном Арно. Все важные решения требуют единодушного одобрения его детей.
В новой компании двухлетнее председательство осуществляется детьми поочередно. Они не могут продавать свои акции в течение 30 лет без единогласного одобрения Совета директоров. По истечении этого срока, акции могут быть проданы только прямым потомкам г-на Арно. Один близкий к г-ну Арно бизнесмен сравнил эту ситуацию с пьесой Жан-Поля Сартра «За закрытыми дверями», где главные герои заперты в комнате навечно в качестве наказания.
Г-н Толедано выразил уверенность, что дети Арно смогут преодолеть любые разногласия, потому что их отец с юных лет учил их ставить интересы компании на первое место.
По словам близких к семье людей, все дети прекрасно ладят и считают себя братьями и сестрами, не называя друг друга сводным братом или сводной сестрой. Они стараются не создавать видимости соперничества или конфликта. Скажем, они никогда не будут обсуждать или шутить о том, кто из них лучше играет в теннис или на фортепиано – их отец не приветствует соперничество друг с другом.
По словам того же г-на Толедано, Бернар Арно – очень прагматичный человек. Он всегда выбирает лучших. И в вопросе выбора преемника, он будет руководствоваться именно таким подходом. Поэтому не факт, что будущим лидером LVMH станет кто-то из его детей. По крайней мере, г-н Арно никогда на этом не настаивал.
Похоже, что г-н Арно еще не определился с тем, кого он выберет в качестве своего преемника, упомянув лишь, что его решение будет основано на личных качествах и заслугах кандидатов на этот пост. Тот факт, что он продлил предельный возраст для выхода на пенсию для генерального директора LVMH до 80 лет, говорит о том, что 74-летний Арно пока не спешит уходить со своего поста. Свое решение он в шутливой форме объясняет недавним решением Президента Франции Эммануэля Макрона о повышении пенсионного возраста в стране.