Экономическое чудо Норвегии: чему мы можем научиться у страны-инвестора
Если бы Норвегия была человеком, то это был бы счастливчик, который выиграл в лотерею, но вместо того, чтобы растратить все деньги, он вложил свой выигрыш в акции. И вот что из этого получилось.
Всё началось в 1969 году с одного исторического открытия. В октябре того года норвежская буровая платформа Ocean Viking обнаружила гигантское нефтяное месторождение Экофиск.
Случилось это за несколько дней до Нового года, и новость о найденной нефти стала для Норвегии настоящим новогодним подарком.
На тот момент Норвегия уже была устойчивой демократией. Правительство провозгласило, что нефть — это достояние всех граждан, а значит и бенефициарами этой находки должна стать не кучка отдельных лиц или корпораций, а весь народ Норвегии.
Вместо того чтобы поддаться искушению и начать тратить прибыль от нефти, Норвегия выбрала другой путь — путь долгосрочных инвестиций в ценные бумаги. Было установлено правило, согласно которому добычей нефти могут заниматься только компании с государственным участием, а их прибыль облагается налогом по совокупной ставке 78%! При этом деньги не тратятся сразу, чтобы не разогнать инфляцию, а попадают в специально созданный фонд.
Так в 1990 году был создан Суверенный фонд Норвегии, который в 1996 году начал инвестировать в акции и облигации по всему миру. То есть вместо принятой во многих богатых нефтью странах схемы «получили доход от нефти → потратили», Норвегия поступает иначе:
«получили доход от нефти → инвестировали в ценные бумаги → можем тратить на государственные нужды не более 3% от портфеля».
Сейчас это крупнейший государственный фонд в мире. Его размер превышает 1,7 триллионов в долларов!
Причем доход от инвестиций с 1996 года уже превысил доходы от нефти почти в 2 раза (вложено 4,8 триллиона крон, прибыль от инвестиций составила 9,8 триллиона крон).
Только представьте, фонд владеет 1,5% всех акций на мировых фондовых рынках! В 2023 году он принес рекордные $213 миллиардов прибыли, которые Норвегия использует для таких целей как здравоохранение, образование и инфраструктура.
Основной капитал фонда, сформированный из доходов от нефти, остаётся нетронутым, что гарантирует стабильность для будущих поколений.
Как я уже упомянула, каждый год Норвежское правительство может тратить не более 3% от размера активов, чтобы гарантировать, что фонд никогда не будет израсходован. Это капитал для вечного благополучия населения страны.
Сегодня на каждого норвежца фактически приходится более чем $300 000 в этом фонде. Страна успешно избегает зависимости от колебаний цен на нефть, превращая природные ресурсы в стабильный капитал.
Фонд примерно на 70-75% состоит из акций компаний по всему миру, на 20-25% из облигаций. Он также инвестирует в недвижимость — около 2-3% портфеля.
Фонд придерживается строгих этических принципов. Он не инвестирует в компании, связанные с производством оружия массового уничтожения, табачной продукции, нарушениями прав человека или значительным ущербом окружающей среде. Также в Норвежском фонде нет нефтяных и газодобывающих компаний. Доходы страны и так зависят от природных ресурсов, поэтому портфель избавлен от рисков этой отрасли.
Судя по всему, Норвегии удалось избежать так называемого «нефтяного проклятья». Это термин, описывающий парадокс, при котором страны с большими запасами природных ресурсов, таких как нефть, часто сталкиваются с замедлением экономического развития, политической нестабильностью и социальными проблемами. Расскажу, как им это удалось. Но сначала давайте посмотрим, насколько велики запасы нефти в Норвегии по сравнению с другими странами.
В мире много государств, богатых нефтью. Вот 10 с самыми большими доказанными запасами:
🇻🇪 Венесуэла — около 303 миллиардов баррелей нефти.
🇸🇦 Саудовская Аравия — около 267 млрд.
🇨🇦 Канада — около 170 млрд.
🇮🇷 Иран — около 156 млрд.
🇮🇶 Ирак — около 145 млрд.
🇰🇼 Кувейт — около 101 млрд.
🇦🇪 Объединенные Арабские Эмираты — около 98 млрд.
🇷🇺 Россия — около 80 млрд.
🇱🇾 Ливия — около 48 млрд.
🇳🇬 Нигерия — около 37 млрд.
Как видите, Норвегии там даже нет. Её запасы 7,6 миллиарда баррелей.
Что интересно, запасов нефти в странах из списка в разы больше, но воспользоваться ими для всеобщего благосостояния граждан так же успешно, как это сделала Норвегия, большинству не удалось.
Исследования показывают отрицательную корреляцию между наличием крупных запасов нефти в стране и уровнем демократии. Другими словами, чем больше нефти, тем более авторитарна страна и тем меньше в ней учитывается мнение граждан.
Это связано с тем, что доходы от нефти позволяют правительствам сохранять власть без необходимости развивать подотчетные и демократические институты, так как нефтяные доходы снижают зависимость от налогов населения. Негласный общественный договор часто выглядит так: «Мы не берем с вас много налогов, а вы не суете свой нос в то, как мы тратим нефтяные деньги».
Примеры включают такие страны, как Саудовская Аравия, Кувейт, Венесуэла, Иран, Ирак, Нигерия и т.п., где нефть обеспечивает значительные доходы, но одновременно снижает стимулы для политической либерализации и демократических реформ.
Как Норвегии удалось избежать такой участи?
Во-первых, давайте признаем, важную роль сыграло членство в НАТО. Благодаря этому Норвегия не испытала тех геополитических трудностей и внутренних конфликтов, с которыми столкнулись многие другие страны, обнаружившие огромные природные ресурсы в десятилетия после холодной войны (Ирак, Иран, Ливия, Венесуэла, Конго и т.п).
Членство в НАТО предоставило Норвегии значительные геополитические гарантии безопасности. В то время как другие страны с природными ресурсами оказались в центре международных конфликтов или пострадали от санкций, Норвегия смогла развивать свою нефтяную отрасль в условиях стабильности и безопасности.
Во-вторых, Норвегия уже была устойчивой демократией на момент обнаружения нефти. Поэтому государство сразу взяло под контроль расходование доходов от продажи нефти, и жестко следило, чтобы прибыль шла на благо всего общества, а не на обогащение международных корпораций или узкого круга людей. И хотя Норвегия не была богата, у нее было достаточно капитала, чтобы создать собственную инфраструктуру для добычи нефти, в то время как многие богатые нефтью страны, например, в Африке к югу от Сахары больше зависели от иностранных нефтедобывающих компаний и были вынуждены подчиняться их требованиям.
Но даже в развитых странах со стабильной демократией, таких как Канада, Австралия я и США идут дебаты о том, получает ли государство и общество справедливую долю дохода от нефти или позволяет международным корпорациям извлекать чрезмерную прибыль.
Но самое главное, благодаря развитой демократии и культуре эгалитаризма (всеобщего равенства) Норвегия смогла не только оставить эти доходы в своей казне, но и грамотно ими распорядиться.
Например, Венесуэла на начальном этапе тоже вела, как казалось, грамотную политику — она передала большую часть доходов от продажи нефти своему народу с помощью щедрых социальных программ и низких налогов. Но это создало аномалию на рынке и сделало страну очень нестабильной. Борьба за власть в Венесуэле превратилась в политическую гонку за то, кто сможет пообещать и раздать больше денег электорату. Как итог — гиперинфляция, дефицит товаров и массовое обнищание населения.
Страны Персидского залива, такие как Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Катар и Саудовская Аравия использовали свои нефтяные доходы для финансирования пышных проектов (насыпные острова, покупка европейских футбольных клубов и т.п.) с намерением стимулировать рост туризма и международного бизнеса. Теоретически это должно заменить нефтяную промышленность, когда мировые запасы иссякнут или мировой спрос на ископаемое топливо снизится. Но у этой стратегии также есть проблема, связанная с тем, что выгода переходит от транснациональных нефтяных компаний в пользу любых компаний, поскольку им предоставляются очень низкие или даже нулевые налоги на бизнес. Если бы этих льгот не существовало, вряд ли бы эти компании вообще вели бизнес в этом регионе, поскольку развитых институтов защиты собственности в странах Персидского залива нет. А когда доходы от продажи нефти закончатся, неизвестно, смогут ли эти страны поддерживать такое сочетание высоких расходов и низких налогов.
Норвегия выбрала другой подход. Даже сегодня ее налоги на бизнес, физических лиц и такие виды экономической деятельности, как продажа и владение землей, очень высоки. Например, ставка подоходного налога, который граждане платят с зарплаты и других доходов, в Норвегии доходит до 38,2%. Ставка НДС одна из самых высоких в мире — 25%, налог на прибыль 22%.
Внешне также очень сложно понять, куда уходят все эти деньги. Норвежские города хороши, но довольно просты. Здесь нет километровых небоскребов, ни искусственных островов. И все потому, что вместо того, чтобы напрямую давать деньги своим гражданам или тратить их на большие и яркие инфраструктурные проекты, они кладут их в фонд национального благосостояния.
Но самое удивительное впереди! На этом история невероятного везения Норвегии не заканчивается. В 2023 году на севере страны было найдено массивное подземное месторождение высококачественных фосфатов, которое называют крупнейшим в мире.
Оно настолько велико, что может удовлетворить мировой спрос на удобрения, солнечные батареи и аккумуляторы для электромобилей в течение следующих 100 лет!
Такие страны как США, Китай и страны Евросоюза признают фосфаты стратегически важным сырьем. От них зависит обеспечение населения Земли продовольствием (удобрения) и энергопереход от нефти на возобновляемые источники (солнечные батареи и аккумуляторы).
Крупнейшие в мире месторождения фосфатного сырья — около 50 миллиардов тонн, — находятся в Западной Сахаре (Марокко). Следующие по величине находятся в Китае (3,2 млрд тонн), Египте (2,8 млрд тонн) и Алжире (2,2 млрд тонн). В Норвегии найдено 70 миллиардов тонн этого сырья и, очевидно, она составит серьезную конкуренцию Марокко — стране, которая пользовалась практически монопольным положением на этом рынке.
Запасы оцениваются в $24 триллиона, что сделает Норвегию ещё более экономически влиятельной страной.
Удивительно, что Норвегия сорвала джекпот дважды, но не менее удивительна реакция на это норвежцев. В новостях открытие месторождения фосфатов почти не освещается. Никто не подбрасывает шапки в воздух и не кричит «Ура!»
Специалисты говорят, что причина такой реакции (вернее, её полного отсутствия), скорее всего в культуре эгалитаризма — общество стремится к равенству, хвалиться богатством не принято и даже неприлично. В Норвегии сильна традиция умеренности, но жизнь как-то чрезмерно по общепринятым меркам их награждает. Скорее всего, им от этого даже неловко.
Вы и сейчас не увидите там никаких признаков роскошной жизни. Они платят много налогов и не разбрасываются деньгами. Страна выглядит ухоженно, но никакого люкса.
Также, возможно, существующая заповедь «Все ресурсы — это достояние всего общества» сделало восприятие таких новых месторождений как части долгосрочной стратегии, а не как чего-то сиюминутного и сенсационного.
Как видите, стратегия Норвегии прекрасно работает, и вот чему мы с вами могли бы у нее научиться:
Норвегия прекрасный пример того, как можно успешно избежать «ловушки расходов». 80% людей склонны при росте доходов пропорционально увеличивать расходы, тем самым не оставляя себе шансов сформировать капитал и стать финансово независимым. Повышайте расходы, но не пропорционально росту доходов. Увеличивайте траты лишь частично, оставляя определенный процент для инвестиций и накоплений. Например, при росте дохода на 20%, увеличьте доходы только на 10%, а остальное инвестируйте.
Если ваша цель – обеспечить своё будущее или будущее своих детей, принимайте на себя больше риска. Норвегия начинала с инвестиций в облигации, но довольно быстро поняла, что для наращивания богатства в портфеле должны быть и более рискованные активы – акции. Сейчас их доля 70%! Благодаря этому доход от портфеля уже превышает первоначальные вложения в фонд. Помните, что в вашем пенсионном портфеле должно быть как минимум 50% акций, иначе вы будете проигрывать инфляции и терять покупательную способность своих сбережений. И да, банковский вклад — это очень плохой помощник в деле формирования капитала.
Запаситесь терпением. Результаты Норвегии впечатляют, но не стоит забывать, что страна систематически инвестирует с 1998 года. 26 лет дисциплины и сложного процента дают о себе знать. Если вы начинаете с нуля, настраивайтесь на работу «в долгую» — для формирования внушительного капитала потребуется как минимум 10 лет регулярных вложений. Стандартная рекомендация — переводить 10-15% от каждого дохода на брокерский счет и покупать ценные бумаги, подобранные под вашу цель.
Ну а если вы хотите научиться инвестировать грамотно, мы с радостью ждем вас на долгожданном курсе по пассивным инвестициям на российском рынке! Предзапись уже открыта — это ваш шанс быть в числе первых, кто получит доступ к новому потоку. Вступайте в лист ожидания и не упустите возможность научиться инвестициям с максимальной выгодой и минимальными усилиями. Курс проходит только раз в год!