Помните знаменитый «зефирный тест»? Когда ребёнку дают один зефир и обещают второй, если он подождёт 15 минут. Эксперимент стал хитом популярной психологии: дети, выдержавшие искушение, в будущем добивались большего — у них были выше оценки, лучше карьера, выше доходы. На первый взгляд — идеальное доказательство того, что сила воли является предиктором будущего успеха. Причём сила воли рассматривалась как данность — врождённое качество.
Что показали новые исследования
Позднее независимые учёные проверили эти выводы и обнаружили важные ограничения и упрощения:
Исследование 2013 года (Kidd et al.) показало: дети, которые не доверяют взрослым (например, если взрослые раньше нарушали обещания), чаще едят зефирку сразу.
👉 Это означает, что отказ от ожидания может быть рациональным выбором в ненадёжной среде, а не недостатком самоконтроля.
Самоконтроль начинается с доверия
Новое исследование (Тайлер Уоттс et al., 2018) учитывало не только то, сколько минут ребёнок может подождать ради второго зефира, но и в каких условиях он живёт — сколько зарабатывают его родители, какое у них образование и насколько стабильна у него дома обстановка.
Оказалось, что если учесть всё это, то умение ждать уже не так сильно связано с успехом в будущем, как казалось раньше.
Главный вывод: самоконтроль у ребёнка, конечно, важен. Но ещё важнее — в какой атмосфере он растёт. Если вокруг стабильность, доверие и понятные правила, ребёнку проще быть терпеливым и думать о будущем.
Что мы знаем сейчас
- Дети из семей с высоким уровнем образования, доходом и предсказуемым бытом легче откладывали удовольствие: они не сталкивались с дефицитом в своей жизни, не боролись за ресурсы, они привыкли к жизни в достатке рядом с предсказуемыми взрослыми, которые выполняют свои обещания.
- Дети из малообеспеченных семей и дети, столкнувшиеся с ненадёжностью взрослого, чаще съедали зефир сразу. И это было логично: в их опыте «потом» часто означало «никогда».
Смысл не в том, что одни «слабы» и безвольны, другие «сильны». Смысл в контексте, который формирует поведение.
Кстати, и в среде обеспеченных родителей у детей может отсутствовать ощущение стабильности, если взрослые не держат слово или не умеют поддерживать внутри семьи разумные границы и правила в отношении ресурсов, пространства, еды, принадлежностей и так далее.
А теперь — про нас с вами
Теперь давайте поговорим про наш с вами контекст.
Мы, россияне, живём в экономике, где правила меняются чуть ли не каждый день. Мы переживали девальвации, стремительный рост цен, отзыв лицензий банков, ограничения на валюту. Потреблять «здесь и сейчас» часто казалось более рациональным решением, чем копить: инфляция могла съесть покупательную способность быстрее, чем мы успевали откладывать.
Если вы выбирали потратить деньги на то, что можно потрогать и ощутить здесь и сейчас, вместо того, чтобы держать их под угрозой обесценивания, — это не слабость, а адаптивная стратегия в нестабильной системе. И не нужно себя за это стыдить.
Слишком долго нам внушали, что если у тебя нет накоплений или подушки безопасности — значит, ты слишком много тратил, был слабовольным, ленивым или недостаточно образованным. Но правда в другом: система, в которой мы росли и работали, не была настроена на то, чтобы мы могли спокойно и стабильно откладывать на будущее.
Если у вас нет накоплений — это не значит, что с вами что-то не так.
- Вы жили в нестабильной среде;
- У вас не было адекватных инструментов;
- У вас не было доступа к адекватным корпоративным пенсионным программам, и они вряд ли появятся в ближайшем будущем;
- И в этом нет вашей вины.
Что теперь с этим делать
1. Снимаем ярлык «безвольный». Отсутствие накоплений — не ваш моральный дефект, а следствие внешних условий.
2. Принимаем реальность, но не капитулируем. Нам сложнее, чем жителям экономически устойчивых стран, но это не повод оставаться заложниками обстоятельств.
3. И самое главное, раз уж мы с вами разговариваем накануне вебинара по детской финансовой грамотности, — давайте строить маленькую «зону предсказуемости» для своих детей дома.
Что можем дать детям
Наша с вами задача — сделать так, чтобы ребёнку было безопасно проявлять волю и откладывать удовольствие (отказываться от одной зефирки ради двух в будущем).
Современные исследования в области нейропсихологии, поведенческой экономики и педагогики показывают, что самоконтроль — это навык, формирующийся в конкретной социальной и эмоциональной среде.
Так что мы с вами действительно многое можем сделать для того, чтобы вырастить детей, которые не боятся смотреть вперёд и умеют принимать решения не из страха, а из внутренней устойчивости.
Более подробно поговорим об этом на вебинаре 1 июня о том, как вырастить ребёнка, который умеет обращаться с деньгами.
Один важный нюанс: приобрести запись вебинара можно до 1 июня. Затем она будет доступна только резидентам Антиклуба.
Участие онлайн абсолютно бесплатно.